Расписание
РАСПИСАНИЕ
октябрьской интенсивной профильной смены
«Олимпиадный русский»
№ п/п |
Дата |
Время занятий |
|
Содержание программы |
|
1. |
18.10.2021 |
13.30 – 17.00 |
Вводное занятие. |
Что изучает лингвист? О лингвистических задачах. Язык как система. Строение языковой системы. Лингвистика как наука. Методы лингвистического исследования. |
|
О звуках, которые различают слова: фонетическая система русского языка. |
Фонема и звуки. Гласные и согласные. Чередование звуков. |
|
|||
2. |
19.10.2021 |
13.30 – 17.00 |
Из истории русской фонетики. |
Исторические изменения в фонетической системе русского языка. |
|
Звуки и буквы. |
Что такое письмо. Типы письма. История славянской азбуки. Кириллица и глаголица. Состав древнерусской азбуки. |
|
|||
3. |
20.10.2021 |
13.30 – 17.00 |
История русского письма. |
Утраченные буквы. Символика утраченных букв в устойчивых словосочетаниях и художественных текстах. |
|
Русская орфоэпия. Современные и старомосковские орфоэпические нормы. |
Орфоэпия. Норма. Решение лингвистических задач. |
|
|||
4. |
21.10.2021 |
13.30 – 17.00 |
Этимологические детективы: об исторических процессах в лексике. |
Строение, происхождение и употребление слов в речи. Этимологические словари. Русский древослов – электронный историко-словообразовательный словарь. |
|
Структура словоформы. Правила вычленения и идентификации морфов. |
Морфемный уровень языка. Свойства морфем. Типы морфем. Морфемное строение слова. Вычленение и отождествление морфем. Двойное сравнение. Корень и однокоренные слова. |
|
|||
5. |
22.10.2021 |
13.30 – 17.00 |
Алгоритм морфемного анализа. |
Понятие об одноструктурных словах. Лингвистический эксперимент. Словарь морфем русского языка. |
|
Понятие словообразовательной производности. Морфонологические процессы. |
Членимость и производность как характеристики основы. Образование слов с помощью морфем. Морфонологические средства: смена ударения, чередование звуков, наложение, усечение, интерфиксация. |
|
|||
6. |
25.10.2021 |
13.30 – 17.00 |
Алгоритм словообразовательного анализа. Активные деривационные процессы в современном русском языке. |
Решение лингвистических задач. Словообразовательные словари. |
|
Трудные вопросы морфологии. Структурно-семантические типы слов и части речи. Алгоритм определения частей речи (частеречный анализ). Методика анализа синкретичных словоформ |
Грамматическая система языка. Морфология и синтаксис. Эксперимент Л.В.Щербы. Лексическое значение и грамматическое значение. Грамматическая форма. Решение лингвистических задач. Грамматический словарь. Морфологическая система русского языка. Понятие о частях речи. Принципы выделения частей речи. Вопрос о количестве частей речи в русском языке. Омонимия частей речи. Синкретичные (гибридные) словоформы. Решение лингвистических задач. |
|
|||
7. |
26.10.2021 |
13.30 – 17.00 |
Взаимодействие лексико-грамматических разрядов и грамматических категорий. Переносное употребление грамматических форм |
Части речи и лексико-грамматические разряды слов. Игра «Что? Где? Когда?» |
|
Трудные случаи синтаксического разбора. |
Синтаксическая система русского языка. Единицы синтаксиса. Предложение. Формула предложения. Типология предложений. |
|
|||
8. |
27.10.2021 |
13.30 – 17.00 |
Алгоритм пунктуационного анализа простого и сложного предложений. |
Методы анализа предложения: дерево зависимостей и анализ по непосредственным составляющим. Синтаксические деревья. Анализ предложения. |
|
Началось с точки: как появились знаки препинания и зачем они нужны. |
История знаков препинания. Архаичная пунктуация. Современная система знаков препинания, их значение. Новые знаки препинания. Лингвистический эксперимент. |
|
|||
9. |
28.10.2021 |
13.30 – 17.00 |
Запятые по правилам: как работает русская пунктуация. |
Пунктуационная система русского языка. Принципы русской пунктуации. Правила пунктуации. Трудные случаи пунктуационного оформления высказывания. Лингвистический эксперимент. |
|
Нормативный аспект культуры речи. |
Культура речи. Литературный язык. Понятие о норме литературного языка. |
|
|||
10. |
29.10.2021 |
13.30 – 17.00 |
Стилистическая окрашенность языковых средств. Характеристика функциональных стилей. Стилистический анализ текста. |
Характеристика функциональных стилей. Стилистический анализ текста. |
|
Художественный текст под лингвистическим микроскопом. |
Слово в языке и речи. Язык писателя. Комментирование фрагмента художественного текста. |
|